ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ РУТЧЕНКОВО - ЛИДИЕВКА - ШАХТА ИМ. Е.Т.АБАКУМОВА Моя велопоездка

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  |  Путешествия, встречи, заметки  |  Дорогами Донбасса  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Обратная связь  |  Сайт "Донбасс Железнодорожный"
Немного наблюдений... В августе 2006 г. прокатился на велосипеде по а/д Красногоровка - Донецк от Старомихайловки до ш-ты "Лидиевка", отснял несколько кадров.

ЖД-переезд в районе ш-ты им. Скочинского ЖД-переезд в районе ш-ты им. Скочинского, вид в сторону ст. Лидиевка ЖД-переезд в районе ш-ты им. Скочинского, вид в сторону ш-ты им. Абакумова
ЖД-переезд возле шахты им. А.А.Скочинского - той самой, которая периодически забирает жизни шахтеров внезапными выбросами угля и газа.

Станция Лидиевка - здание дежурных Вид на ст. Лидиевка Восточный стрелочный пост ст. Лидиевка
ЖД-переезд на перегоне Лидиевка - Рутченково ЖД-переезд на перегоне Лидиевка - Рутченково
Станция Лидиевка нужна для разворота грузовых составов с шахты "Лидиевка" на ст. Рутченково. Остальные составы проследуют станцию без остановок. Месяца 2 назад (на август 2006 г.) на станции Лидиевка были 3 пути, теперь от первого пути осталась свежая насыпь - ш-ты "Лидиевка" и им. Е.Т.Абакумова нерентабельны, дают по 10-15 % угля от прежних объемов. См. так же стрелочный пост со стороны ст. Рутченково и ЖД-переезд на перегоне Лидиевка - Рутченково.

Ранее на перегоне Лидиевка - Рутченково состояние путей было ужасающим: я при пеших прогулках ногой путь расшатывал. Сейчас разбиральщики подлатали путь и его состояние для грузовых перевозок вполне нормальное. Однако, от входной стрелки ст. Рутченково и почти до середины перегона окрестности пути напоминают свалку: кидают все, от полиэтиленовых пакетов до битых бутылок. Фотать не стал... Зато летом в сухую погоду и зимой я использую этот перегон для сокращения времени пешего хода от ст. Рутченково домой...



Немного истории... Земли западнее водораздела р. Волчья и р. Кальмиус были известны со времен викингов и запорожских казаков. Речь идет о волоке судов из одного бассейна в другой. Один из путей проходил по р. Дурная, Бабаковому ручью и р. Лозовая с волоком в районе Флоры и Горняка – севернее Лидиевки. По крайней мере, жители Старомихайловки пересказывают бабушкины рассказы о том, что по р. Лозовая ходили корабли. Южнее Лидиевки путь казаков проходил через реки Широкая, Черепашина и Безымянная с волоком в районе нынешней ст. Рутченково.

В конце XVIII в. на территории современной Лидиевки были пахотные земли государственных крестьян с. Старомихайловка: от р. Осыковая до р. Лозовая (т.н. «пустошь Осыковатая»). Правый берег р. Лозовая был отдан Г.Калиновичу. За 100 лет «лоскутное одеяло» помещичьих владений на нынешних донецких землях претерпело массу перекраиваний. В результате, по левую сторону от трассы Константиновской железной дороги севернее только что построенной станции Рудничная появились владения Дарьи и Фёдора Горбачёвых. Помещица довела свои владения до упадка. Лет 110-120 тому назад на месте Лидиевки было всего 6 (!!!) домиков. Грунтовая дорога из Старомихайловки в Григорьевку и Юзовку проходила точь-в-точь через Лидиевку, но далее шла она Бабаковой и Дурной балкой, где предприимчивые крестьяне часто становились жертвами разбойников.

Всё круто изменилось, когда наследники Горбачёвой предоставили свои земли бельгийскому инженеру Шену, который заложил шахты №№ 3, 4 и 7, объединив их в Лидиевский рудник, названный в честь дочери инженера – Лидии. Через год, в 1900 г. Южно-Русское Днепровское общество арендовало рудник до 1919 г. Если в 1897 г. в бараках рудника Шена проживало ок. 200 человек, то в 1910 г. в посёлке числилось более 2 тыс. человек. Вот как описывает рудничный посёлок В.П.Стёпкин: 21 дом для администрации, 4 дома на 60 квартир для служащих, 67 казарм на 1400 человек для рабочих и 35 семейных домов на 140 квартир.

Ближе к Черепашиной балке находился хутор Дарьино Поле, позже отнесённый к Рутченково, хотя к станции и к известному дворянскому роду он изначально не имел никакого отношения – это были земли наследников Горбачёвой.

Революционные события 1917 г. привели к Гражданской войне. Ситуация обострилась в конце 1918 г., когда стоявший одной ногой на подножке вагона поезда в Европу гетман П.Скоропадский пригласил белогвардейские военные силы в Украину для совместной борьбы с красными. С ноября 1918 г. по март 1919 г. в Лидиевке располагались белые; в 15 км западнее, в Красногоровке, стояли красные. За 3,5 месяца такого противостояния дорога была утоптана, пожалуй, до твёрдости асфальтового покрытия – попытки фронтального наступления пытались вести обе стороны, пока в апреле 1919 г. красные совместно с махновцами не отбросили белых к Иловайску. Но ненадолго: уже через месяц красные были отброшены к Днепру. Впрочем, в начале января 1920 г. красные стали полноправными хозяевами Юзовки, если не считать манёвры Врангеля осенью 1920 г.

Последствия Гражданской войны преодолели быстро. Т.н. Краснотворческое рудоуправление (Рутченковский и Лидиевский рудники) в 1924 г. насчитывало почти 5,5 тыс. работников. Рутченковский рудсовет, в первом приближении – Кировский район г. Донецка, принадлежал и Юзовскому округу, и Марьинскому району, пока в 1939 г. западная граница Марьинского района приобрела современные очертания. В 30-е гг. в шахту № 2-7 «Лидиевка» опускался нарком М.И.Калинин, а в 60-е гг. шахту почтил своим вниманием министр А.Ф.Засядько.

В это время начинает заселяться поле между Лидиевкой и Старомихайловкой. В 1931 г. министр Е.Т.Абакумов вогнал лопату на пол-штыка в землю, торжественно открыв строительство новой шахты «Петрово-Лидиевка». Позже западнее строящейся шахты, ближе к Старомихайловке, начали строить шахтный посёлок. В 1940 г., как указывает А.Я.Лысенко, на месте, именуемом «Площадка», стояли 2 палатки (круглая и длинная). К 1941 г. открыли первую очередь новой шахты – стволы, околоствольный двор и 2 лавы. Не смотря на то, что осенью 1941 г. шахта была выведена из строя, пришедшие в Донбасс немцы в 1942 г. запустили шахту. По словам очевидцев, техника оккупантов была на уровне 60-х гг.

После освобождения Донбасса, в 1945 г. заработала шахта «Гигант», которая на поверку оказалась бывшей шахтой «Петрово-Лидиевка». Почему годом начала работы шахты считается 1945 г. – ума не приложу... Многие здания посёлка шахты «Гигант» были построены пленными немцами. Позже шахта получила имя Е.Т.Абакумова. Старая шахта № 2-7 «Лидиевка» возобновила добычу угля в 1949 г.

Кроме постоянной потребности страны в угле, характерной особенностью второй половины 40-х гг. было отсутствие общественного транспорта. Вспоминается эпизод, как жители с. Старомихайловка были вынуждены пешком носить молоко на ст. Рутченково в надежде получить дополнительную копейку. В 50-е гг. появились первые автобусы на Лидиевском направлении. Маршрут № 4 обслуживался однодверным ЛАЗом и связывал центр Донецка с шахтой им. Абакумова. В сторону Старомихайловки, до крайней ул. Базарная (ныне – И.Марченко) от шахты ходил узкоколейный состав под английским электровозом на колею 600 мм – большинство михайловцев работали на шахте. Узкоколейка проходила по территории современного шахтного парка, который сейчас, к сожалению, заброшен. В Красногоровку ходили поезда от ст. Рутченково. В 60-е гг. автобусный маршрут № 41 связал центр с посёлком шахты им. Абакумова; автобусы ходили с интервалом 5 минут (т.е. чаще, чем сейчас). В 80-е гг. появился экспресс-маршрут № 8 от посёлка шахты им. Абакумова на Крытый рынок. Позже – авторейсы на железнодорожный вокзал, Красногоровку, ст. Рутченково, Трудовские, Текстильщик.

В 1975 г. первый уголь дала шахта «Петровская-Глубокая», ныне – печально известная шахта им. А.А.Скочинского. Километровая глубина разработки даёт о себе знать: высокая температура (до 70 град.) горных пород делает невозможной работу шахтёров без кондиционеров. Кроме того, шахта является опасной по внезапным выбросам угля и газа, многие из которых преданы огласке. Равно, как и жертвы подобных аварий. Однако, уголь шахты им. Скочинского является коксующимся, т.е. стратегическим сырьём страны. Хоть для растопки домашних печей уголь этой шахты (точнее, отсев угля этой шахты, предлагаемый населению) малопригоден, на подъездном пути от шахты до парка Лидиевка частенько приходится видеть, как в грузовых вагонах копошатся подозрительные личности с мешками типа «чувал» и лопатами.

Подъездной путь от ст. Рутченково на шахты «Лидиевка», им. Скочинского и им. Абакумова проходит через парк Лидиевка, бывшую станцию. До 2006 г. на станции было 3 пути, имелись подъездные пути к исправительной колонии, а десятилетием ранее – к шахте «Южная» на севере посёлка шахты «Лидиевка». Теперь парк располагает 2 путями, а насыпи путей на колонию и «Южную» заросли травой. Работает шахта № 2-7 «Лидиевка», на сегодняшний день – старейшая в Донецке – с 1904 г. Способ добычи угля на «Лидиевке» (с помощью широкозахватных комбайнов) обуславливает его большую кусковатость – попадаются куски шириной более 0,5 м.

Ссылки по теме:
1). Козацкий шлях на сайте Е.Ясенова
2). А.Я.Лысенко. Старомихайловка: 250 лет. - Х., 2007.
3). В.П.Степкин и В.И.Гергель. Полная история Донецка. - Д., 2008.
4). В.П.Степкин. Иллюстрированная история Юзовки - Сталино - Донецка. Д., 2008.
5). Посёлок шахты им. Абакумова на сайте Е.Ясенова.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  |  Путешествия, встречи, заметки  |  Дорогами Донбасса  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Обратная связь  |  Сайт "Донбасс Железнодорожный"


Сайт управляется системой uCoz
Copyright © 2006-2010, Павел Белицкий aka Pabel и авторы материалов.