РУТЧЕНКОВОСтанция Рутченково

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  |  Путешествия, встречи, заметки  |  Дорогами Донбасса  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Обратная связь  |  Сайт "Донбасс Железнодорожный"



Представляет собой узловой пункт. Донецкое, мариупольское и красногоровское направления. Вокзал одноэтажный, большой, но зал ожидания маленький, сиденья с ручками. Кассы вокзала распространяют билеты как на пригородные, так и на транзитные поезда. Иногда заходит криминальный элемент...

Вид с моста на перрон, в сторону Лидиевки, Донецка и Восточной, а так же в сторону Мандрыкино и Красногоровки приведены ниже.
Вид на ст. Рутченково с пешеходного моста Станция Рутченково, вид в сторону Восточной, Донецка и Лидиевки Станция Рутченково, вид в сторону Мандрыкино и Красногоровки
Местность, на которой сейчас расположена ст. Рутченково, была известна со времен викингов. Там, где сейчас находится Донецк, а точнее - его западная часть, существовала система волоков кораблей из бассейна р. Кальмиус в бассейн р. Волья. Так, по Черепашиной балке (она же - Пасишная, она же - Безымянная) проходил один из волоков из Азовского моря в бассейн Днепра - между Черепашиным ручьем и р. Безымянная по водорозделу. Широкую известность этот "геополитический мостик" [(с) Е.Ясенова] получил во времена "творческой активности" запорожцев. "Чайки" и "дубасы" перемещались волоком из Кальмиуса в Волчью в случае блокирования устья Днепра турецким флотом, и наоборот - если речь шла о торговле и рыбалке запорожцев.

В широком смысле термин "Рутченково" может обозначать:
- бывшие владения дворян рода Рутченко (и родственных им Нестеровых) - территория современных Кировского и Ленинского районов г. Донецка;
- Кировский район города Донецка.

Поселок Иванодарьевка, или по фамилии местных землевладельцев Рутченко - Рутченковка, возник в середине ХIX в. В 1860 г. помещик Николай Рутченко заложил первые шахты - "дудки". Глубина шахт не превышала 12 м, разработки велись выше уровня грунтовых вод, обходились без крепи. Уголь поднимался на поверхность ручным воротом. Западнее поселка тянулись целинные луга для выпаса скота и сенокосов, принадлежащие селу Старомихайловка (площадь, ограниченная многоугольником с. Лозовое - п. Юзово - п. Рутченковка - п. Мандрыки). Восточнее располагались владения рода Рутченко - вплоть до правлого берега Кальмиуса. Собственно, жизнь в Иванодарьевку пришла с востока. Первым селом, которое получил род Рутченко в свои владения - это Григорьевка (в пределах современного поселка Боссэ).

В 1872 г. через поселок прошла первая очередь Константиновской железной дороги (Константиновка - Юзово - Еленовка), построена станция Рудничная, названная впоследствии так же по фамилии местных землевладельцев - Рутченково. Председатель правления Новороссийского акционерного общества и Константиновской железной дороги Джон Джеймс Юз (он же Хьюз) еще в 1871 г. заключил договора с крестьянами, проживающими в Авдеевской и Скотоватской волостях Бахмутского уезда, о добыче каменного угля для своего металлургического завода. В 1873 г. Юз арендует земли братьев Рутченко для строительства шахт нового образца. В 1877 г. в результате содействия французов была пущена в эксплуатацию первая такая шахта - № 11 (ныне - на территории поселка Рутченковского рудоремзавода), которая, согласно материалам переписи населения в 1897 г. числится выработанной, но на ее территории работали ремонтные мастерские с лесным складом.

В 1880 г. Константиновская железная дорога была присоединена к Донецкой Каменноугольной; Рутченково получило беспрепятственный выход на ст. Ханженково Курско-Харьковско-Азовской линии. В 1882 г. Константиновская линия была продлена до Мариуполя; в 1887 г. из Мариупольского порта был отправлен первый уголь. В это время Юз арендует земли помещицы Мандрыкиной и завладевает имением Кураховским, где так же закладываются шахты. В 1889 г. в Рутченковке действовало 7 шахт (№ 11, 18, 19, 21, 22, 26, 27), настоящей гордостью поселка была шахта № 19. Поселок интенсивно развивался В 1888 г. специалисты Ростовского почтово-телеграфного округа разработали проект почтово-телеграфной линии Таганрог - Мариуполь - Ясиноватая - Чаплино, проходящей вдоль Константиновской и Екатерининской железных дорог. В 1891 г. был сдан в эксплуатацию участок от Мариуполя до Ясиноватой с включением в систему поселков Юзовского конгломерата и с контрольной станцией в Ясиноватой, а в 1892 г. - от Ясиноватой до Чаплино.

В феврале 1888 г. на ст. Рутченково с поезда сошел российский ученый Д.И.Менделеев, который по приезду ознакомился с промышленностью Рутченково и Юзовки. Кроме того, он посоветовал на перспективу построить запасную линию донбасско-криворожского направления - 2-ю Екатерининскую железную дорогу. Не смотря на то, что в 90-х гг. ХIX в. Екатерининскую дорогу от Ясиноватой до Екатеринослава "осчастливили вторым путём", проект Менделеева не был отвергнут.

В 1904 г. открылся участок Волноваха - Долгинцево (Кривой Рог), обеспечив кратчайший выход в Крым из Донбасса. Настоящий промышленный бум в Донбассе начался после 1910 г. В 1911г. восстанавливается подъездной путь Рутченково - Старомихайловка, откуда колея продлевалась до Красногоровского огнеупорного завода, а через 2 года - до рудника В.Карпова (близ Кураховки). В 1913 г. в Рутченково действовали Вознесенский Каменноугольный рудник П.Карпова, Рутченковское горнопромышленное общество, а так же Товарищество Рутченковских каменноугольных копей и Лидиевские рудники, находящиеся на земле п. Юзово. В 1914г. от ст.[Максимильяновка] (так в архивном документе; скорее всего, имеется в виду ст.Острый) в направлении Красногоровки и Гришино началось строительство железной дороги, призванной обслуживать копи Западного Донбасса. В 1917 г. был открыт участок Рутченково - Цукуриха - Гришино (Красноармейск) для обслуживания копей близ Селидовки, Гришино и предприятий Красногоровки и Рои (Курахово).

"Лоскутное одеяло" помещичьих владений XVIII в. на территории современного Донецка дополнялось "заплатками", привносимыми капиталистами, которые брали в аренду и выкупали земли под рудники и заводы. В начале ХХ в. Рутченковский рудник включал в себя шахты № 19, 29, 30, 31, 32; работало 140 коксовых печей Коппе. Сердцевина поселка Рутченково располагалась не там, где мы привыкли ее видеть сегодня, к западу от станции, а с восточной стороны - от современного Текстильщика до Дурной балки. К западу от станции находился хутор Дарьино Поле наследников Горбачевой. В районе поселка Рутченково работал пивзавод А.Юза. Были проложены подъездные пути на коксобензольный завод Коппе, на машзавод Боссэ-Геннефельда, шахты Рутченковского и Лидиевского рудников.

Говоря о предприятиях, нельзя обойти стороной социальную инфраструктуру Рутченково и Григорьевки. Так, постоялые дворы были ближе к Григорьевке и Дурной балке, хотя бОльшая часть населения к тому времени жила, все же, ближе к станции Рутченково. Школы находились в поселке Рутченково и 29-й шахты, а больница и народное училище - в Григорьевке. Церковь находилась в Григорьевке, а молитвенные дома - в поселках Рутченково и 29-й шахты.

Донецкий краевед В.П.Стёпкин в одной из своих книг указывает на существование проекта Рутченковской железной дороги - от ст. Рутченково в направлении с. Григорьевка и завода Боссэ. В те времена использовать подъездные пути частных предприятий для целей развития инфраструктуры рабочих поселков и городов было проблематичнее, чем сейчас, а хороших дорог не было. Вот и возникла идея связующей ветки в пределах владений наследников Рутченко для обслуживания населения. Проект был утвержден в 1914-1916 гг., но по нему не проложили ни одного метра рельсов - помешал Октябрь 1917 г.

Отличилась ст. Рутченково и в годы революций. Так, в 1905 г. в июне, когда железнодорожники еще не бастовали, на станции поломался паровоз, который мешал движению поездов через станцию. Паровозный мастер Федор Гутин, обладавший неимоверной силой, самостоятельно вытолкал паровоз в тупик. Сам силач погиб спустя 2 года под колесами поезда, будучи в сильном опьянении. Собственно, в 1905-1906 гг. стачки начинались не столько в Юзовке, сколько на Рутченково...

В 1917 г. в становлении Советской власти в Рутченковке принимал активное участие Егор Абакумов, впоследствии - Министр угольной промышленности СССР. А в начале 1919 г. Рутченково стало пунктом разворота Красного бронепоезда юзовских рабочих под руководством Матвея Ахтырского, который вел бои на подступах к Юзово против сил белогвардейцев и анархистов. Позднее у станции разворачивались кровопролитные бои против белогвардейцев. Последние в январе 1919 г. держали оборону силами Самурского полка, бронепоезда "Вперед за Pодину" (позже ему на смену пришел "Дмитрий Донской") и Ингерманландского гусарского полка.

Уже в 1926 г. население Рутченковского рудсовета составляло 19,3 тыс. жителей; на ст. Рутченково числились: Краснотворческое рудоуправление (рудники Лидиевский и Рутченковский), Коксобензольный завод и пивзовод бывшего Южнороссийского общества. Рудсовет временно передавался Марьинскому району. В 30-е гг. ХХ в. центр г. Сталино и поселок Рутченково соединил трамвайный маршрут № 5. Интересно проследить, как развивались поселки владений Рутченко в годы промышленного подъема и первые годы Советской власти. Если население Григорьевки и Дурной балки с 1897 по 1926 гг. удвоилось, то население поселков бывшего Рутченковского и Лидиевского рудников увеличилось почти в 4 раза. Вот Вам и железная дорога!

В годы Великой Отечественной войны станция и поселок Рутченково играли ключевую роль в боях за обладание г.Сталино (Донецк). Так, в октябре 1941 г. немцы прорвались в город именно через поселок Рутченково. А в 1943г. удары Южного фронта вглубь поселка Рутченково ускорили отвод войск противника.

Подъездные пути от Рутченково открылись преимущественно до Советской власти: участки Рутченково - Лидиевка (пути на шахты Лидиевка, им. Скочинского и им. Абакумова), Рутченково - Старомихайловка - Цукуриха (который позднее стал принадлежать Екатерининской железной дороге), Рутченково - шахта № 11 (по закрытии шахты на ее территории работал рудоремзавод; в 2009 г. подъездной путь к нему разобран), Рутченково - завод Боссэ и пр. открытые до 1917 г. На северо-восток, параллельно основному пути Рутченково - Донецк, проложен грузовой путь, принадлежащий Донецкому погрузочно-транспортному управлению (ныне - "Уголь Украины"). Станции: Восточная (примыкание путей на нефтебазу НК "Альянс" на "Норд" - завод "Гормаш", коксохимзавод; севернее есть ответвление на шахту № 17-17"бис" и объект а-ля нефтебаза на месте промплощадки бывшей шахты им.Кирова), Угольпуть (пути на ст. Смолянка, ш-ту "Октябрьский Рудник", и пр. Ответвление пути на шахту "Куйбышевская" находится близ о.п. Кварцитный, что на основном пути).

Раритет: как из Ленина сделали Венеру (сейчас "призведение искусства" вандалов завуалировали под бюст, спрятав в бетон нижнюю часть памятника):
Шахта № 17-17бис, - вандалы стараются

Рутченково, окрестности и железная дорога
Основной и подъездной пути на участке Донецк - Рутченково:
Перегон Рутченково - Кварцитный - Донецк Перегон Рутченково - Восточная - Угольпуть - Донецк
Вот мои наблюдения касательно состояния участков подъездного пути Донецк - Угольпуть - Восточная - Рутченково, который я видел частично из окна вагона:
22.01.07:
Практически на 60% перегона параллельно магистрали шел грузовой путь Донецк - Угольпуть - Рутченково, по Кварцитному - ответвление на ш-ту "Куйбышевскую". Наката почти нет, от Кварцитного и почти до Рутченково на грузовом пути рельсы ржавые.
24.03.07:
Накат на линии Донецк - Угольпуть - Восточная - Рутченково таки-есть на всем протяжении участка. От Кварцитного до Восточной я его зимой не заметил, но сейчас он весело заблестел на солнце.

Летом 2009 г. удалось посетить ст. Угольпуть, пройти Донецкпогрузтрансовские подъездные пути Угольпуть - Октябрьская, частично Рутченково - Угольпуть и Рутченково - з-д "Гормаш". Но это совсем другая история!

Гортранспорт: автобус № 66 (3 в сутки по будням) отправляется от станции со стороны вокзала. Трамвай № 8 (Текстильщик - Центр), 16 (ХБК - пл. Свободы) и маршрутка № 78 (Текстильщик - Лидиевка) отправляются от трамвайного кольца со стороны сортировочной станции.
Трамвайная остановка на станции Рутченково

Дизельпоезд Д1-682-3 на станции Рутченково:
Дизельпоезд Ясиноватая - Цукуриха на ст. Рутченково Дизельпоезд Ясиноватая - Цукуриха на ст. Рутченково Дизельпоезд Ясиноватая - Цукуриха на ст. Рутченково Дизельпоезд Ясиноватая - Цукуриха на ст. Рутченково

Ноябрьская прогулка по станции Рутченково в 2007 г.
Дизельпоезд Красноармейск - Мушкетово - Иловайск отправился со станции Рутченково Дизельпоезд Красноармейск - Мушкетово - Иловайск отправился со станции Рутченково Грузовой состав по станции Рутченково ждет отправления на Донецк ГАЗПРОМовские цистерны на станции Рутченково Электропоезд Ясиноватая - Мариуполь прибывает на станцию Рутченково Пассажирский поезд № 622 Харьков - Мариуполь прибыл на станцию Рутченково

Удалось погулять по станции и летом 2010г.:
Выход на перрон станции Рутченково Мемориальная доска на станции Рутченково Электропоезд Ясиноватая - Мариуполь отправился от станции Рутченково Электропоезд Ясиноватая - Мариуполь на станции Рутченково

N.B. Красный бронепоезд юзовских рабочих № 79 под командованием М.Н.Ахтырского
Действовал на участках ж.д. Гришино – Авдеевка – Юзовка, Гришино – Красногоровка – Юзовка, Юзовка – Доля – Ларино.
Паровоз – Ов, обшитый листовым железом, 2 трофейных пульмана, обложенных мешками с песком; вооружение – несколько пулемётов и старая трёхдюймовая пушка.
Сформирован железнодорожниками Гришино.
Долго держал оборону Красногоровки. После одного из боёв преследовал вражеский бронепоезд до ст.Ларино, где пр-к оставил повреждённую бронеплощадку и оторвался от преследования.
И.Бутков. На бронепоезде № 79 // Железнодорожник Донбасса, № 87 (4337), 20.07.1957

Ссылки по теме:
1). Поселок станции Рутченково на авторском сайте Е.Ясенова.
2). А.Я.Лысенко. Старомихайловка: 250 лет. - Х., 2007.
3). В.П.Степкин и В.И.Гергель. Полная история Донецка. - Д., 2008


P.S. 15 июня 2011г. решил вспомнить студенческие годы и проехаться от ст.Донецк до ст.Рутченково. Смотрите без комментариев:






Сайт управляется системой uCoz


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  |  Путешествия, встречи, заметки  |  Дорогами Донбасса  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Обратная связь  |  Сайт "Донбасс Железнодорожный"


Copyright © 2007-2010, Павел Белицкий aka Pabel и авторы материалов.