ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ ЛИМАНСКОЙ БАЛКИ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  |  Путешествия, встречи, заметки  |  Дорогами Донбасса  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Обратная связь  |  Сайт "Донбасс Железнодорожный"
Легенды и были Лиманской балки

Старейшим поселением в районе Родинского считается село Красный Лиман. Первые хутора в Лиманской (Водяной) и Каракубовой (Орсовской) балке возникли в XVIII в. По преданию, в эти места Екатерина II ссылала неугодных ей, в частности уголовников и душевнобольных. До сих пор Красный Лиман называют «екатерининским селом». По пересказам, в Лиманской (Осиновой) балке (восточнее нынешней шахты «Краснолиманская») каждый день находили трупы. По мнению донецкого историка А.П.Черных, слово «лиман» происходит от древне-английского «lee-mine» - провальная воронка метеоритного происхождения, периодически фонтанирующая. Истоки ручья Водяной (Лиманской) балки в недалеко от рынка Родинского, действительно, находятся в углублении, напоминающем воронку. В районе истоков балки Водяная был расположен колодец, известный на всю округу, который ещё 10 лет назад был открыт, и наверняка, своё летоисчисление начинал раньше самого села.

А вот на трёхверстовках Ф.Ф.Шуберта имеется Лиман - озеро западнее местности, где находилось село Лиман, - возле Второго Яра, что в районе Гришино. Сейчас в этом районе находится Безымянный ставок, питаемый подземными родниками. Глубокий, с крутыми склонами, - сам проверял, поэтому, вполне возможно, и метеоритного происхождения. Вода, по воспоминаниям, в нём прохладная даже в летний зной.

По другой версии, село Красный Лиман называется в честь озера Красное, которое в первом порыве «борьбы с природой» осушили. В первые годы Советской власти здесь, действительно, проводились работы по осушению водоёмов, и даже р.Казённый Торец юго-восточнее села ныне течёт не по своему первоначальному руслу. На месте и в районе современного Красного Лимана ранее существовало несколько разрозненных хуторов (Лиман, Вольный, Дмитриевский, Весёлая Гора, Мирный, Родина, Весёлый, Мирная Долина, Порукино, Порукин в Осиновой балке, Осиновая Балка, Казённый и пр.,) и до конца 30-х гг. ХХв. центр сельсовета находился в Порукино. История Лимана до сих пор является белым пятном в местном краеведении и отечественной историографии, поэтому в пересказах местных жителей правда переплетается с легендой, домыслами.

Изначально Лиманом именовалось поселение в западной части современного села в истоках Водяной балки, где и расположен закрытый колодец. В 4 км южнее проходил Бахмутский шлях. До 30-х гг. восточнее и юго-восточнее Лимана возникали и исчезали мелкие разрозненные хутора. После, у столбовой дороги появился хутор Порукино, не уступающий по величине Лиману. После войны эти хутора объединили застройкой. Отсюда – и особенности застройки Красного Лимана: имеются два как-бы отдельных села в западной и восточной части, соединённые одной дорогой с редкими строениями.

Тем, кто будет просматривать старые карты данной местности, бросится в глаза одинаковое наименование балок (Водяная) бассейнов Днепра (Водяная – приток Быка, Самары) и Дона (Водяная – приток Осиновой, Казённого Торца, Северского Донца). Возможно, это был своеобразный географический ориентир какого-то пути. Так, в XVIIв. Между Муравским шляхом и Казённым Торцом существовала своеобразная погранзона Запорожской Сечи из небольших рвов и рядов частокола. Возможно, по Водяным балкам и проходил один из путей - коммуникаций казаков в «Запорожском пограничьи», а вышеупомянутый колодец – часть этой системы. Возможно, здесь также существовал волок «чаек» запорожцев из одной Водяной в другую. Водяная – приток Быка была не слишком полноводной, но плоскодонная «чайка» в ней могла уйти от преследования турецкой галеры. В XVIIIв. между запорожскими и донскими казаками существовали тайные тропы для взаимной связи. Возможно, здесь была одна из таких троп. Остаётся отметить, что все рассуждения о путях вдоль Водяных балок, хоть и основаны на реальных фактах, но требуют дополнительных исследований для уточнения данных.

В 20-х гг. на южном склоне балки Водяная, там, где сейчас главная улица Красного Лимана, начали прокладывать новую дорогу от северных окраин с.Гришино в направлении северных окраин Новоэкономического. Был оборудован железнодорожный переезд (его остатки видны до сих пор). Возможно, эдакий «Новый Бахмуткий шлях», проведённый параллельно Бахмутскому шляху севернее последнего, и обозначил конфигурацию и границы современного села, застроенного вдоль него. В 30-е гг. сельсовет находился на окраине Порукино, - там, где он находится и сейчас. Непосредственно перед Великой Отечественной войной хутора были объединены в одно село. Ближайшая мельница находилась несколько южнее – в районе х.Родина близ свх.Молочный (не путать с «лиманской» Родиной). В годы оккупации здесь действовала сельскохозяйственная община «Лиман». В послевоенные времена в Лимане функционровал совхоз «Красноармеец», однако ныне сельскохозяйственная инфраструктура села разрушена. В здании бывшего сельсовета сейчас действуют библиотека, магазин и фельдшерский пункт.

Красный Лиман смог сохранить свою самобытность не смотря на близость шахтёрских городов Родинское и Димитров.

Севернее города расположена Сухецкая балка, в которой в начале ХХв. возникли колония Сухецкая и хутор Фёдоровка. Более подробно следует остановиться на последнем хуторе, поскольку он связан с одним из возможных вариантом «северных железных дорог», примыкающих к ст.Гришино. В 1911г. был предложен вариант подъездного пути от ст.Гришино (Красноармейск) через территорию Новоэкономического рудника к каменноугольным копям в районе Григорьевки (Разино) и Фёдоровки (Луначарского). Реализацию данного проекта лоббировали промышленники, разрабатывающие недра под современным городом Димиров, а также землевладелец Токкайшвилли. Екатерининская железная дорога предоставила проект Григорьевской подъездной линии протяжённостью 15 вёрст с дальнейшей перспективой её продления до Южных железных дорог. Однако, проект не был утверждён Министерством путей сообщения в связи с недостаточными промышленными запасами угля в данном районе. Правда, уголь севернее и южнее Фёдоровки продолжали добывать до 30-х гг. (на одной из склеек Генштаба значится по 3 ствола по каждую сторону села). Не повезло Фёдоровке также со школой: в 30-е гг. ближайшая «ячейка» ликбеза находилась в Суворово (Суворовка, Убежище), а с 50-х гг. начали действовать школы и в Родинском.

По территории современного г.Родинское проходила старая дорога местного значения на Грузскую, Дружковку. В районе Лимана она «ныряла» под железнодорожную развязку, шла через низину, где сейчас ул.Мира, район современной автобусной остановки «Шахтёрская», а затем – восточнее колонии Сухецкая уходила на север. В период коллективизации в конце 20-х – начале 30-х гг. эта дорога исчезает вследствие массовой распашки. Второе тотальное изменение сети дорог происходит после Великой Отечественной войны. Так, главная дорога от Красноармейского на Доброполье до 50-х гг. шла через с.Гришино, а не через Белицкое, не говоря о полевых грунтовках. Первые элементы железнодорожной инфраструктуры современного г.Родинское – разноуровневые развязки в районе Лимана, и будущей станции (дорога из с.Доброполье на х.Порукин в Осиновой балке), железнодорожные будки западнее Сухецкой (13 верста), а также в километре южнее Лимана (№ 8, позднее – будка 8 км) – обе с западной стороны от железной дороги.

В 1954г. началось строительство, а в 1958г. вступила в строй шахта «Краснолиманская», являющаяся сегодня флагманом отечественной угольной промышленности. Своё название получила от Лиманской (Осиновой) балки. В 20-х гг. у этой балки находился хутор Порукин, переселённый к 30-м гг. к балке Водяной. Согласно пересказам, между шахтой «Краснолиманская» и с.Красный Лиман раньше было болото, и сокращать дорогу на работу жителям села было опасно… Даже в лихие 90-е гг. нас, подростков, пугали, что в балке пропадали люди... Севернее промплощадки шахты имеется балка Берестовая, где расположено несколько прудов-осветлителей предприятия. На них в советское время были оборудованы места для купания и отдыха.

До конца 50-х гг. на ст.Родинская не останавливались рабочие поезда Красноармейск – Доброполье, ходившие дважды в сутки. Связь с Красноармейском, в т.ч. и для Лимана, держалась исключительно на редком автобусном сообщении, плюс автобусы Доброполье – Донецк от железнодорожного переезда у въезда в город. Были ли остановки почтовых или хозяйственных поездов у Лиманской будки 8 км - неизвестно... С советских времён остро стоит вопрос связи Красного Лимана с Родинским и Красноармейском. В 2006-2010 гг. (с перерывами) по даннму маршруту ходил микроавтобус, который в данное время упразднён, и возможно – окончательно. Программа «Школьный автобус» для детей Красного Лимана не реализуется, т.к. молодёжи в селе проживает мало.

О недрах... Общеизвестно, что в недрах в верхнем, среднем течении р.Казённый Торец и западнее залегает каменный уголь. В частности, шахта "Краснолиманская" "положила глаз" на участки угольного месторождения Гапеевский, Северо-Родинский, поле запроектированной в советское время шахты "Торецкая". Но не только углём в обозримом будущем могут порадовать нас здешние недра. В 1965-1974гг. строилась первая очередь шахты «Красноармейская-Капитальная», получившей с открытием второй очереди в 1978г. имя А.Г.Стаханова. С этой шахтой связан любопытный случай нефтепроявления: в 1976г. в южном магистральном штреке на глубине 971м отмечался капёж маслянистой жидкости с бензиновым запахом, а также обильное истечение жидкой пены. Вполне возможно, что вскоре у нас начнётся разведка месторождений нефти.

В Красном Лимане находится Братская могила, в которой похоронены воины, освобождавшие Красноармейск в феврале и сентябре 1943г. В октябре 1941г. район современного Родинского и окрестностей оставили части 15-й и 74-й стрелковых дивизий 12-й армии. В феврале 1943г. в районе Красного Лимана сдерживающие и арьергардные бои вели части 7-й лыжно-стрелковой, 3-й гвардейской мотострелковой и 9-й и 12-й гвардейских танковых бригад подвижной оперативной группы советских войск. В сентябре 1943г. район современного Родинского и окрестностей был окончательно освобождён частями 259-й стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии.

Павел Белицкий (г.Донецк)
Сайт управляется системой uCoz


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  |  Путешествия, встречи, заметки  |  Дорогами Донбасса  |  Форум  |  Гостевая книга  |  Обратная связь  |  Сайт "Донбасс Железнодорожный"


Copyright © 2007-2010, Павел Белицкий aka Pabel и авторы материалов.